Автомобили имеют большой след, от выхлопных газов до дорожной инфраструктуры.

Транспорт ‒ растущий источник выбросов углерода и основная причина загрязнения атмосферного воздуха, уносящего 4,5 миллиона жизней в год во всем мире. Переход на электромобили резко сократит эти проблемы, а стоимость электромобилей в последние годы быстро снизилась. Уже сейчас эксплуатационные расходы электромобилей ниже, чем у автомобилей, работающих на ископаемом топливе, из-за более низких затрат на топливо.

Одним из факторов, замедляющих распространение электромобилей, является отсутствие зарядных станций. Строительство подключенных к сети зарядных сетей будет иметь важное значение, и эта работа также является трудоемкой, требующей сочетания высококвалифицированной и низкоквалифицированной работы, и принесет долгосрочные выгоды в городах.

Внутренняя политика

Согласно постановлению правительства от 5 ноября, Министерству транспорта, Министерству промышленности и торговли, Министерству природных ресурсов и рабочей группе Autonet Национальной технологической инициативы было поручено подготовить федеральный закон, предусматривающий создание системных мер по стимулированию использования экологически чистого транспорта.

Срок подачи законопроекта: июнь 2021 года, представить в правительство и через 3 месяца внести в Государственную Думу.

План мероприятий включает в себя:

  • Утвердить указания субъектам РФ по планировке и построению стратегии развития зеленой политики;
  • Актуализировать нормативы строительства парковок, включающие в себя подзарядку;
  • Ввести льготы для владельцев электротранспорта (снижение ставки НДС, пониженная ставка транспортного налога, снижение ввозных пошлин).

Что касается нормативов, то на данный момент они отсутствуют и редко можно встретить оборудованные несколькими зарядными устройствами на парковках, которые имеют вместимость до 500 авто, отметил представитель «Автонета» Ярослав Федосеев.

*Экологические чистые ТС ‒ электротранспорт и автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), использующие в качестве топлива газ и водород.

Как сообщает «Автонет», в предпочтения владельцев такого транспорта входит более дешевый проезд по платным дорогам, бесплатная парковка и проезд по специальной линии общественного транспорта. Также возможно снижение налога для всех регионов.

Идею о льготах для электротранспорта положительно отреагировали в Минпромторге и они считают, что такому виду транспорта необходимо получить налоговые льготы. Налоговым кодексом уже предусмотрены данные возможности, и, например, в столице отменен налог на перевозку электромобилей.

Прогнозы

Председатель общественного совета при Минтрансе России Илья Золотов считает, что переход к такому виду транспорта должен произойти очень быстро. Увеличение вероятности перехода будет реализовано только в том случае, если будут введены условия и преимущества для автовладельцев электромобилей. Илья Злотов также отметил, что реализацию нужно начинать с туристических зон страны, чтобы сохранить экосистему и мобильность приезжих туристов.

Татьяна Кофанова, руководитель группы автосервисов Deloitte, не согласна с мнением Ильи Золотова и считает, что масштабный переход на электротранспорт в России произойдет не скоро. Она приводит примеры Китая, США и Скандинавии, где переход на электромобили стимулируется предоставлением потребителям субсидий, покрывающих разницу в ценах, чего нет в России.

Европейский Союз, например, ввел серьезные ограничения на выбросы углекислого газа, которые с каждым годом ужесточаются. В Германии покупатели электромобилей получат до 6000 евро обратно на стоимость электромобиля в виде налоговых льгот. В Китае все больше и больше городов делают использование электромобилей более удобным. В Соединенных Штатах водители электромобилей получают налоговый вычет на сумму до 7000 долларов за покупку электромобилей. Тем временем одиннадцать штатов США присоединились к программе Zero Emission Vehicle, или ZEV, которая требует от автопроизводителей продавать электромобили в своих юрисдикциях. Норвегия остается мировым лидером по количеству электромобилей на дорогах ‒ позиция, которую она заняла благодаря щедрой государственной политике в пользу электромобилей, которая делает владение газовыми автомобилями обременительным и дорогостоящим.

Эксплуатация и популярность

По цене электромобиль намного дешевле любого бензинового из-за отсутствия некоторых деталей. Председатель Ассоциации электромобильного и подключенного транспорта Ия Гордеева отмечает, что в Росси стоимость:

На сегодняшний момент избавление от бензиновых авто и переход на электромобили актуализируется с каждым годом и поэтому необходимо подготовить данный законопроект, подчеркнула она. По ее словам, вскоре европейский и американский рынки полностью перейдут на электромобили, а российскую долю будет занимать рынок подержанных автомобилей.

Электромобили ‒ не самый популярный вид транспорта в Европе или России. По данным Международного совета по чистому транспорту, в настоящее время доля экологически чистых автомобилей (аккумуляторных и гибридных) в общем объеме производства европейских компаний составляет от 6 до 14% и лишь 7% электромобилей приходится на европейский рынок.

Парковочные места

По сообщению Департамента транспорта Москвы, новые парковочные места будут обозначены парковочным знаком с дополнительной информационной табличкой. Парковка обычных автомобилей там запрещена, а в случае нарушения грозит штраф в размере 2,5 тысячи рублей.

Согласно правилам дорожного движения, новый знак парковки распространяется и на гибридные автомобили, которые можно заряжать от внешнего источника.

*Гибридный автомобиль ‒ это автомобиль, в котором для максимальной эффективности используются два разных источника энергии. Обычно это означает объединение электрической энергии, хранящейся в батареях, с энергией сгорания бензина или дизельного топлива.

Ульяновская область, расположенная в 800 км к востоку от Москвы, вышла на новый уровень. «Мало того, что отменили транспортный налог», ‒ говорит Гордеева. «Они создали рабочую группу, которая выполнит целый ряд мер ‒ все служебные автомобили будут электрическими, весь транспорт будет работать на электрической тяге, и они планируют развивать сеть зарядных станций».

Россия и электромобили

С каждым годом количество продаваемых в России электромобилей растет в геометрической прогрессии, но пока рано говорить о том, что в стране происходит революция электромобилей.

По данным McKinsey, к концу 2019 года в мире было продано 2,2 миллиона электромобилей. В прошлом году российский рынок электромобилей вырос в два раза, составив 353 проданных новых электромобиля. Хотя это число невелико, оно на 145 процентов больше, чем в предыдущем году, когда было продано 144 новых электромобиля.

Но рынок подержанных электромобилей — это то, где цифры взрываются. По данным Autostat, российского агентства по анализу информации о транспортных средствах, в 2019 году было продано 3303 подержанных электромобиля, что на 48% больше, чем 2237 продаж в 2018 году.

Что касается новых продаж, то 75 процентов российского рынка новых электромобилей пришлось на кроссоверы Jaguar I-Pace и Nissan Leaf. Tesla сильно отставал. В то время как в прошлом году автопроизводитель продал по всему миру 387000 единиц, в России ‒ только 81.

В целом же самым популярным электромобилем в России в прошлом году, как и прежде, был Nissan Leaf. Всего в 2019 году в России было продано 3 123 Nissan Leaf. Подавляющее большинство из них ‒ 3051 единица были праворульными моделями, импортированными из Японии.

По количеству проданных новых электромобилей за 2019 год:

①Москва ‒ 115

②Дальневосточный Приморский край с Московской областью ‒ каждый с 25

③Санкт-Петербург ‒ 18

Что касается количества проданных поддержанных электромобилей за 2019 год:

①Иркутская область ‒ 405

②Приморский край ‒ 387

③Краснодарский край ‒ 235

④Хабаровский край ‒ 124

⑤Красноярский край ‒ 114

⑥Москва – 122

⑦Московская область ‒ 109.

*В других регионах показатель количество подержанных электромобилей не превысило 100.

Ия Гордеева считает, что, несмотря на впечатляющие показатели роста электромобилей в России, количество проданных электромобилей вряд ли сопоставимо с продажами традиционных автомобилей.

«В основном россияне покупают электромобили как вторую семейную машину», ‒ говорит она. Но если Россия разработает системный подход к переходу на электромобили, говорит Гордеева, ситуация может измениться. В нынешнем виде российское законодательство не предусматривает стимулов для владения электромобилями, как это было в большинстве европейских стран.

«Пока что у нас действительно нет ни налоговых льгот, ни субсидий, а инфраструктура зарядки отстает», ‒ говорит Гордеева. «Но главная причина ‒ это, конечно, дороговизна электромобилей».

Но стоит отметить, что в России количество электромобилей не всегда зависит от количества зарядных устройств для их зарядки.

«Нельзя напрямую сравнивать электромобили и зарядные станции», ‒ добавляет Гордеева. Например, Владивосток всегда был домом для самого большого количества электромобилей в России ‒ несмотря на то, что там почти не было общественных зарядных станций. Большинство этих автомобилей ‒ это автомобили с правым рулем, импортируемые из Азии, и остаются недорогими для российских потребителей. Теперь, благодаря увеличению количества подержанных электромобилей, во Владивостоке и других близлежащих городах появилось 10 новых зарядных станций.

новости авторынка россии сегодня

«Это большая новость для региона и еще больший стимул для жителей города перейти на электромобили. В этом районе больше всего электромобилей», ‒ отмечает Гордеева.

Но в Санкт-Петербурге ситуация иная. В то время как в Северной столице к каждому зарядному устройству прилагается по два электромобиля, количество электромобилей в городе не растет.

В Мурманской аналогичная ситуация. В 2017 году «Беллона» открыла зарядную станцию в городском отеле «Парк Инн-Полярные Зори». В течение следующих нескольких лет у порога отеля появлялся постоянный поток иностранных туристов на электромобилях. Но количество электромобилей в собственности жителей Мурманска не увеличилось.

Эти примеры, казалось бы, доказывают, что в России количество зарядных станций в лучшем случае является неточным показателем количества электромобилей в данной местности. Но любую из этих ситуаций можно было бы улучшить, если бы были введены некоторые льготы для поддержки владения электромобилями ‒ льготы, такие как налоговые и другие субсидии, общие для других европейских стран. Между тем стоимость электромобилей продолжает падать. Но пока электромобили в России остаются уделом тех энтузиастов, которые видят в них будущее.

А что со страхованием?

Изменения в сфере страхования по отношению к электромобилям могут способствовать увеличению продаж.

Какие предложения могли бы заинтересовать автовладельца։

  • 50% скидка по КАСКО и ОСАГО от базового тарифа;
  • фиксированная минимальная стоимость на единый полис КАСКО-ОСАГО.

Естественно, отставшую часть тарифа страховщики хотели бы, чтобы за счет государственных средств было покрыто, как в случае компенсации 50% стоимости полиса ОСАГО для людей с ограниченными возможностями (инвалидами).

Учитывая, что в стране около 10 000 электромобилей, страховые компании сами могли бы проявить инициативу и разработать льготные программы в своей компании и сделать первый шаг в продвижении зеленой политики.

Общественный транспорт

14 ноября Москва, запустила свой 500-й электробус ‒ электробус КАМАЗ 6282. КамАЗ 6282 использует литий-титанатные батареи и имеет запас хода 70 км на одной зарядке. Транспорт заряжается за 6-12 минут на сверхбыстрых зарядных станциях с помощью полупантографа. Кроме того, бортовое зарядное устройство позволяет заряжать привод от трехфазного переменного тока напряжением 380 В («ночная зарядка»).

Зарядка электробуса возможна в диапазоне температур от +45 до -40 ° С. Таким образом, электробус может перевозить пассажиров круглый год. Максимальная скорость 75 км / ч.

Первые электробусы вышли на улицы города осенью 2018 года. По условиям контрактов на 2018-2019 годы отечественные производители ГАЗ и КАМАЗ поставили в Москву 300 электробусов. В этом году будет введено в эксплуатацию еще 300 электробусов, из которых уже введено в строй более 200.

Таким образом, московский электротехнический парк является крупнейшим в Европе. Для сравнения: в октябре было 300 электробусов в Лондоне, 259 в Париже, 200 в Берлине и 164 в Амстердаме, по данным Мосгортранса, крупного автобусного оператора города.

В Департаменте транспорта Москвы заявляют, что в следующем году город начнет производство электробусов, проектная мощность которой составит около 400 электробусов в год.

Российский электромобиль

КамАЗ совместно с Большим Санкт-Петербургским политехническим университетом (СПбПУ) разработал новый трехдверный четырехместный малолитражный городской электромобиль ‒ Кама-1, который теоретически может поступить в производство.

Работа над этим проектом началась в декабре 2018 года, и в настоящее время он имеет статус «опытно-промышленный образец».

Кама-1 оснащена достаточно хорошо, так как у нее есть батарея 33 кВтч на расстояние до 250 км (155 миль) и электродвигатель мощностью 80 кВт, который позволяет разгоняться от 0 до 100 км / ч (62 миль в час) в 6,7 секунды.

Электромобиль имеет светодиодные фонари (передние и задние), относительно высокий дорожный просвет для обработки «сложных участков дороги» в России. Внутри можно найти девятидюймовый информационно-развлекательный дисплей. Согласно пресс-релизу, у него даже есть система помощи 3 уровня.

Испытания первого российского электромобиля, который потенциально может поступить в серийное производство, должны быть завершены в следующем месяце, а сам автомобиль, возможно, выйдет на рынок в 2021 году. Стоимость «Кама-1» составит около миллиона рублей (13 000 долларов).

Время покажет, действительно ли Россия запустит такой продукт ‒ конечно, это будет непросто, но переход на электромобили действительно открывает для отрасли новые возможности, которые раньше были недоступны.

Комментарии от редакции

В настоящее время электромобили в их нынешнем виде гораздо меньше загрязняют окружающую среду, чем их аналоги с двигателями внутреннего сгорания. По мере того как технология становится все более популярной, она, вероятно, станет еще более эффективной и устойчивой. Властям России необходимо создать благоприятные условия от инфраструктуры до льгот для популяризации электромобилей в стране. Будем следить за новостями и посмотрим, каким образом будет развиваться зеленая политика на авторынке России.

 

Casco-osago.ru ©

 

Источники: calmins.com, bellona.org, greencarcongress.com, insideevs.com, rt.com